В этом году художественная гимнастика будет отмечать свое важное юбилейное событие - 90-летие со дня своего основания.
В связи с этим мы начинаем рубрику, в которой расскажем, где и как зародился этот вид спорта.
Далее вы узнаете о том, как появлялись и изменялись предметы для художественной гимнастики, как менялся характер исполнения, узнаете о самых интересных и значимых событиях, связанных с этим видом спорта, и поближе познакомитесь с хронологий ЦХГ «Жемчужина».
"ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ"
Родина возникновения художественной гимнастики как вида спорта считается в Ленинграде.
В 1934 году Институт физической культуры Ленинграда открывает первую Высшую школу художественного движения. Однако, родословная этого направления тянется с 19 века, так как художественная гимнастика начала зарождаться с танца.
Большой вклад в развитие художественной дисциплины совершили Франсуа Дельсарт, Жорж Деменит, Эмиль Жак-Далькроз и Айседора Дункан в 19-20 веках. Творчество этих людей стало основой для возникновения художественной гимнастики. Художественной дисциплине предшествовали другие направления:
эстетическая гимнастика;
танцевальная гимнастика;
ритмическая гимнастика;
свободный танец.
Основоположник эстетического направления - Франсуа Дельсарт. Он открыл студию выразительной гимнастики, суть которой была в придании танцам эмоциональности, выразительности, изящности с помощью жестов, мимики, “языка” тела. Дельсарт считал, что танцем, состоящему из последовательных движений рук, ног, головы, можно передать эмоции, переживания, настроение танцора. Франсуа создал таблицу движений, проанализировав поведение, эмоции и жесты людей. Он подробно описал эмоциональные состояния, движения и установил, что каждой эмоции свойственна определенная мимика и положение тела.
Основатель танцевального направления - Жорж Демини. Он разработал систему динамических упражнений, направленных на растягивание, расслабление мышц. Жорж Демини при физическом воспитании девушек-гимнасток, добавил в спортивную программу танцевальные шаги и предметы (булавы, венки, палки). Целью такой программы было развитие гибкости, пластичности, приобретение красивой осанки. Несколько принципов Демини:
движения должны быть динамическими, плавными и естественными;
мышцы, не задействованные в упражнении, должны быть полностью расслабленными;
упражнения нужно осваивать постепенно: от простых элементов переходить к более сложным, от неизвестных к известным;
движения должны выполняться с полной амплитудой;
исключить статические упражнения и практиковать динамические.
В современной гимнастике девушки используют видоизмененные тому времени предметы: мячи, обручи, ленты, булавы.
Родоначальник ритмической гимнастики - Эмиль Жак-Далькроз. В 1905 году он открыл курсы ритмики. Главный принцип его направления - все движения должны выполняться точно в темп музыки. Своих воспитанников Жак учил чувствовать ритм, выполнять движения плавно и отрывисто, медленно и быстро. Таким образом, Жак-Далькроз соединил танец, музыку и гимнастику. Его идеей вдохновился князь Сергей Михайлович Волконский и в 1915 году художественная гимнастика стала доступна петербурженкам.
На художественную гимнастику оказал значительное влияние свободный танец американки Айседоры Дункан. Основа ее творчества заключалась в самовыражении личности. С помощью свободного танца она старалась передать глубину чувств, грацию, эстетику, свободу, красоту женского тела. Айседора выступала по всему миру, в том числе и в России, где нашла своего зрителя и последователей. 1921 - год основания Дункан школы художественного движения в Москве.
В 1914 году на базе института физической культуры имени П.Ф. Лесграфта в Ленинграде была открыта Высшая школа художественного движения (ВШХД), а ее преподавателями стали Роза Варшавская, Елена Горлова, Анастасия Невинская, Александра Семенова-Найпак. Все тренеры имели опыт работы в преподавании эстетической, танцевальной, ритмической гимнастики и «свободного танца», автором которого является Дункан. Объединив полученные знания и опыт, в СССР появляется новое спортивное направление - художественная гимнастика. Воспитанницы ВШХД помимо спорта изучали сольфеджио, пение, фехтование, легкую атлетику, изобразительное искусство и другие предметы. Сотрудники и преподаватели ВШХД разрабатывали:
программу упражнений;
терминологию;
нормативы;
учебные материалы;
единую учебную программу.
В 1941 году проведен первый чемпионат Ленинграда. Соревновательная программа состояла из обязательного упражнения и произвольного. На чемпионате присваивались спортивные разряды с III-I. Первой победительницей стала Юлия Шишкарева.
В 1946 году наша страна провела послевоенное первенство, посвященное Международному женскому дню. В соревнованиях приняли участие 80 спортсменок. В 1948 году проводится первый чемпионат РСФСР в Ленинграде и победительницей чемпионата в индивидуальном многоборье становится Людмила Зотова. В 1949 году чемпионкой СССР становится Любовь Денисова.
Развитие художественной гимнастики продолжалось, чемпионаты стали проводиться ежегодно и с 1954 года на соревнованиях начинают присваивать первые звания мастеров спорта.
6 декабря 1963 года в Будапеште состоялись первые Международные соревнования - Кубок Европы. Тогда победу одержала Людмила Савинкова, став первой чемпионкой мира (комитет ФИЖ принял решения считать эти соревнования первым чемпионатом мира). Участие в спортивном состязании приняли 28 гимнасток из 10 стран.
В 1978 году проводится первый чемпионат Европы в Мадриде, где золото взяла Галима Шугурова.
До 1967 года соревнования проводились в индивидуальном многоборье, а в 1967 году на чемпионате мира в Копенгагене гимнастки стали выступать в групповом многоборье (соревнование команд из 6 гимнасток). Победителями чемпионата стали спортсменки СССР.
В 1980 году после Олимпийских игр в Москве, Международный олимпийский комитет (МОК) включает художественную гимнастику в олимпийские виды спорта.
В 1984 году на Олимпиаде в Лос-Анджелесе первое золото в художественной дисциплине взяла канадская спортсменка Лори Фанг. Затем, на Олимпиаде в 1988 в Сеуле олимпийской чемпионкой стала Марина Лобач (Минск)
История возникновения и изменения предметов в художественной гимнастике.
Скакалка
В спорт современные предметы пришли из разных областей. Мячи и ленты были заимствованы из античной культуры, обруч — из выступлений гимнасток, скакалка — из детских танцевальных выступлений, а ленты — из балета. Кроме этого, спортсменки выступали также с вымпелами и шарфами (родоначальниками классических лент). Использование этих предметов не было регламентировано, а потому зависело от фантазии тренеров — история художественной гимнастики помнит огромные золотые мячи, булавы-снежинки, предметы, расшитые блестками и другие оригинальные решения. Окончательно современные атрибуты «художниц» были утверждены лишь в 60-е годы прошлого века.
Наиболее универсальным предметом, используемым в художественной гимнастике, признается скакалка. Скакалка, как и мяч, появилась на заре художественной гимнастики – в 1934 году. Советские гимнастки любили экспериментировать, поэтому такой предмет, как мяч, прикрепленный к скакалке, считался вдвойне грациозным. Но позже скакалка стала существовать как классический предмет, придуманный еще в Древнем Китае, – веревка, завязанная с двух концов узлами.
В 1965 году скакалку признали на международном уровне отдельным предметом. В 2009 году упражнение со скакалкой для взрослых отменили из-за того, что предмет плохо видно на экранах телевизоров, но вскоре снова вернули в соревновательную программу.
Скакалка — это тот предмет в художественной гимнастике, с которого начинается обучение спортсменок. Малышам и юным гимнасткам подойдет скакалка легкая, хорошо летающая и мягкая. Опытные гимнастки уже используют более тяжелые и плотные скакалки, чтобы в полете сохранялась форма и траектория высокого броска. В настоящее время существует большое разнообразие скакалок для художественной гимнастики, отличающихся по жесткости, толщине, весу и длине. Профессиональные производители SASAKI, CHACOTT и PASTORELLI добились того, чтобы их скакалки были достаточно тяжёлые и хорошо летали, но в то же время имели свою мягкость.
Сегодня упражнения со скакалкой в художественной гимнастике – это прыжки, броски и вращения, и многие другие трудности.
Удивительно, но этот предмет пришел в художественную гимнастику последним. Обручи были заимствованы из циркового искусства и спортивной гимнастики. Первоначально они были металлическими и тяжелыми, «художницы» использовали их для тренировки выносливости и укрепления мышц. И лишь в 1961 году обруч утвердили в качестве предмета для выступлений, в конце 60-х гимнастки выступали с деревянными обручами. «Приход» связан с поздним появление хула-хупа – название идет от звука, издаваемого во время вращения обруча. Изобретение принадлежит Ричарду Кнерру и Артуру Мерлину. Позднее обручи стали изготавливать из пластмассы. Современный обруч – легкий, пластиковый, диаметром от 80 до 90 см, минимальный вес обруча составляет 300 грамм. Существуют 2 типа обруча для художественной гимнастики: простой и профессиональный. Разница в том, что простые пластиковые обручи очень мягкие и легко деформируются при ударе об пол или при выполнении определённых упражнений по художественной гимнастике, например, при ловле обруча ногами. Также простые обручи часто ломаются. Поэтому тренеры предпочитают начинать работу юным гимнасткам с профессиональными обручами, которые сделаны из крепкого пластика и деформировать их нелегко, кроме того, они практически не ломаются.
Мяч появился в художественной гимнастике в 1934 году в СССР, когда этот вид спорта только зарождался. Этот предмет был заимствован из детских игр и претерпел множество изменений. Изначально мячи по размеру были практически как теннисные и требовали от гимнасток повышенной внимательности и ловкости. Со временем диаметр мяча увеличивался, его можно было не только подкидывать и перебрасывать, но и перекатывать по телу, подчеркивая гибкость и пластичность спортсменок. На международном уровне упражнения с мячом были утверждены в 1965 году. На сегодняшний день мяч для выступлений бывает резиновым или синтетическим, его диаметр должен быть 18-20 см, а вес не менее 400 грамм.